Организация охраны здоровья детей

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования

Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения

Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
  • расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов

Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности

В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры

Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона

Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд

Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное

Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы.

Положение

об организации работы, направленной на охрану здоровья воспитанников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

детского сада «Снежинка» п. Восточный

Омутнинского района Кировской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Снежинка» п. Восточный Омутнинского района Кировской области (далее – учреждение) по охране и укреплении здоровья воспитанников.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15 мая 2013 г. № 26

2. Цель и задачи

2.1. Основной целью деятельности является создание системы необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.

2.2. Задачи деятельности учреждения по охране и укреплению здоровья детей:

  • создать целостную систему формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников;
  • создать инфраструктуру образовательного учреждения, способствующую здоровьесбережению воспитанников;
  • организовать физкультурно-оздоровительную работу в образовательном учреждении;
  • организовать систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
  • создать комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников;
  • организовать мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.

3. Создание целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников

3.1. Деятельность по вопросам здоровьесбережения отражена в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения.

3.2. Взаимодействие образовательного учреждения по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни воспитанников осуществляется с учреждениями культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями.

3.3. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников реализуется на основе комплексного подхода, оказывается психолого-педагогическая, медико-социальная поддержка.

4. Инфраструктура образовательного учреждения, способствующая здоровьесбережению воспитанников

4.1. Состояние и содержание территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

4.2. Для организации питания детей в ДОУ действует пищеблок, оснащенный необходимым оборудованием, помещения для хранения продуктов питания соответствуют  требованиям санитарных правил, питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.

4.3.  Для освоения образовательной программы по образовательной области «Физическое развитие детей» используются: спортивная площадка, физкультурные уголки в группах,  музыкальный зал,  которые оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил.

4.4. Естественная и искусственная освещенность, воздушно-тепловой режим в групповых комнатах, кабинетах специалистов и других помещениях для пребывания воспитанников соответствует  требованиями санитарных правил.

4.5. Для работы медицинского персонала и оказания медицинской помощи в ДОУ функционирует медицинский блок, соответствующий установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Помещения медицинского блока (кабинет медсестры, прививочный кабинет, изолятор) оснащены мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения, имеется здоровьесберегающее оборудование, используемое в профилактических целях.

4.6. Физкультурно-оздоровительную работу с воспитанниками ведут квалифицированные специалисты (медицинские работники, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели).

5. Организация образовательного процесса

5.1. Задачи по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников включены в образовательную программу детского сада и решаются с использованием форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям воспитанников.

5.2. Для реализации задач по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников могут разрабатываться: проекты, целевые программы, программы экспериментальной работы, развивающие программы спортивно-оздоровительной направленности и др.

5.3. Образовательный процесс (объем нагрузки по реализации  образовательной программы, время на самостоятельную деятельность, режим занятий, время сна, приема пищи, удовлетворение потребности в двигательной активности) организуется  с учетом режима дня, в соответствии с требованиями санитарных норм.

5.4. Технические средства, информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе используются в соответствии с требованиями санитарных правил.

5.5. В ДОУ создается благоприятная образовательная среда (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у воспитанников адекватной самооценки, познавательной мотивации).

5.6. При реализации образовательной программы в ДОУ осуществляется текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия, соблюдаются государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

6. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

6.1. Физкультурно-оздоровительная работа организуется с воспитанниками всех групп здоровья на основе двигательного режима, разработанного учреждением самостоятельно и включающего комплекс мероприятий (НОД, утренняя гимнастика, День здоровья и т.д.).

6.2. Для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития познотонического утомления используются комплексы упражнений, организуются физкультминутки, подвижные игры, способствующие эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

6.3. Для решения задач, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников, могут быть организована работа секций, кружков, клубов.

6.4. Воспитанники под руководством педагогов могут принимать участие в спортивных мероприятиях, мероприятиях различного уровня, направленных на решение задач по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

7. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни

7.1. Учреждение осуществляет взаимодействие с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, профилактики у них вредных привычек, формирования безопасного образа жизни.

7.2. По вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки и др. в ДОУ формируется фонд детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов.

7.3. Педагоги периодически обновляют информацию, посвященную проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа жизни на различных информационных носителях, информационных стендах и (или) на сайте образовательного учреждения.

7.4. В ДОУ проводятся методические мероприятия по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность воспитанников, использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

8. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников

8.1. В ДОУ используются рекомендованные врачом-педиатром методы профилактики заболеваний, в том числе витаминизация блюд, которая проводится с учетом состояния здоровья детей, под контролем медицинского работника и при обязательном информировании родителей о проведении витаминизации.

8.2. В ДОУ организуется работа по профилактике заболеваний. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры. При организации закаливания реализуются основные гигиенические принципы: постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка, а также учитываются санитарные правила.

8.3. В ДОУ организуется качественное горячее питание воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона, в соответствии с требованиями санитарных правил (п. XIV. Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий):

- организация питания осуществляется на основе принципов "щадящего питания". При приготовлении блюд должны соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару; при приготовлении блюд не применяется жарка;

- при кулинарной обработке пищевых продуктов обеспечивается выполнение технологии приготовления блюд, изложенной в технологической карте, а также соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд;

- горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60...+65 С; холодные закуски, салаты, напитки - не ниже +15 С;

- выдача готовой пищи разрешается только после проведения контроля бракеражной комиссией в составе не менее 3 человек. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой кулинарной продукции;

- масса порционных блюд должна соответствовать выходу блюда, указанному в меню;

- непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции (все готовые блюда), посуда с пробами маркируется с указанием наименования приема пищи и датой отбора. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляется медицинской сестрой;

- питание организуется в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в ДОУ;

- в соответствии с примерным меню предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2-3 раза в неделю;

- кратность приема пищи определена в соответствии со временем пребывания детей в ДОУ (завтрак, обед, полдник). В промежутке между завтраком и обедом организуется дополнительный прием пищи - второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты;

- родители ежедневно информируются об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.

8.4. Для воспитанников с ОВЗ разрабатывается система комплексной педагогической, психологической и социальной помощи.

8.5. В ДОУ осуществляется просвещение родителей (законных представителей) по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формированию безопасного образа жизни, с привлечением педагогических и медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов и других учреждений.

8.6. В ДОУ организуется работа по оказанию первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья:

- организация охраны здоровья воспитанников в период обучения и воспитания в ДОУ (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется штатными, специально закреплёнными медицинскими работниками;

- необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия родителя (законного представителя) воспитанника на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ);

- при организации медицинских осмотров (скринингов) воспитанников, в период обучения и воспитания в ДОУ, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме, ДОУ оказывает содействие в информировании родителей (законных представителей) воспитанников в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или их отказов от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства;

- при оказании медицинской помощи воспитаннику по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей), согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Федерального закона, медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи;

- деятельность по организации охраны здоровья воспитанников ДОУ осуществляет медицинский персонал и выполняет закрепленные в настоящем Положении и должностной инструкции функции, оформляет и ведет необходимую документацию (Приложение 1 к настоящему Положению).

            8.7. ДОУ обеспечивает безопасность воспитанников во время их пребывания в детском саду, организует профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ, расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

  1. Организация мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников

9.1. В ДОУ отслеживается динамика показателей здоровья воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих воспитанников) с помощью различного инструментария на основе Программы мониторинга.

9.2. Аналитические данные заносятся  в информационный банк данных ДОУ и используются при составлении различных отчетов, в том числе в отчете о самообследовании образовательного учреждения.

9.3. Ежегодно в ДОУ проводятся социологические исследования на предмет удовлетворенности родителей (законных представителей) комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.

10. Организация профилактики употребления психоактивных веществ среди участников образовательного процесса

10.1. Обеспечение безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса "образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ", система работы с педагогическими работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).

11. Заключительные положения

11.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа заведующего.

11.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie